Отраслевое соглашение

Прикрепленный документ
Соглашение между ТО Профсоюза Вооруженных Сил России ЗВО и командованием Западного военного округа на 2020–2022 годы.pdf

I. Общие положения

Мы, нижеподписавшиеся полномочные представители Территориальной организации Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России Западного военного округа (далее — ТО Профсоюза ВС России ЗВО) в лице Председателя ТО Профсоюза ВС России ЗВО и командования Западного военного округа (далее — ЗВО) в лице командующего войсками ЗВО, именуемые в дальнейшем Сторонами, на основании Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Отраслевого соглашения между Профессиональным союзом гражданского персонала Вооруженных Сил России и Министерством обороны Российской Федерации на 2020–2022 годы (приказ Министра обороны Российской Федерации от 14 февраля 2020 г. № 65) заключили настоящее Соглашение об обязательствах в сфере регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в ЗВО на 2020–2022 годы и совместных действиях Сторон по их реализации.

Стороны принимают на себя обязательства развивать взаимоотношения на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, соблюдать определенные Соглашением обязательства и договоренности.

Стороны договорились:

1.

Соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует по 31 декабря 2022 г.

По истечении указанного срока, в случае если Стороны не заключили Соглашение на последующий период, Стороны могут своим решением продлить один раз действие Соглашения на срок не более трех лет.

Ни одна из Сторон в одностороннем порядке не может в течение установленного срока действия Соглашения прекратить выполнение принятых обязательств.

Должностные лица ЗВО, осуществляющие полномочия работодателя (далее — Работодатель), при получении уведомления от профсоюзных органов профсоюзных объединений, первичных профсоюзных организаций ТО Профсоюза ВС России ЗВО о намерении заключить коллективный договор (соглашение) обязаны в 7-дневный срок вступить в переговоры и заключить его на согласованных Сторонами условиях.

2.

Ведение коллективных переговоров по подготовке, заключению, внесению изменений и дополнений в Соглашение, организации контроля за его выполнением и подведению итогов, толкованию и разъяснению его положений, а также рассмотрение конфликтных ситуаций и разногласий по коллективным договорам (соглашениям), заключенным на его основе, возлагаются на Комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, образованную приказом командующего войсками ЗВО от 27 ноября 2019 г. № 668 «О назначении комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» (далее — Комиссия).

3.

В случае реорганизации одной из Сторон Соглашения ее обязательства переходят к правопреемнику.

4.

Соглашение распространяется на должностных лиц ЗВО, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций (далее — командиры воинских частей (руководители организаций), и всех лиц гражданского персонала, работающих (проходящих федеральную государственную гражданскую службу) в органах военного управления, воинских частях и организациях (далее, если иное не оговорено особо, — гражданский персонал, воинские части соответственно), и является основой для заключения коллективных договоров (соглашений), трудовых договоров в воинских частях и организациях ЗВО.

Условия коллективных договоров (соглашений) и трудовых договоров не должны ухудшать положение гражданского персонала по сравнению с законодательством Российской Федерации и настоящим Соглашением.

5.

Стороны Соглашения оказывают содействие работодателям и выборным профсоюзным органам в заключении коллективных договоров (соглашений).

6.

Законодательные и иные нормативные правовые акты, принятые в период действия Соглашения и улучшающие, по сравнению с Соглашением, социально-экономическое и правовое положение гражданского персонала, применяются с момента вступления их в силу. При необходимости в Соглашение вносятся улучшающие социально-экономическое и правовое положение гражданского персонала изменения.

7.

Положения, установленные Соглашением, обязательны для выполнения заместителями командующего войсками ЗВО, начальниками управлений, отделов и служб, командующими объединениями, командирами соединений и воинских частей, начальниками (руководителями) организаций, всеми территориальными (межрегиональными) и первичными профсоюзными организациями Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России Западного военного округа, входящими в состав ТО Профсоюза ВС России ЗВО.

II. Социальное партнерство и координация действий Сторон Соглашения

8.

Стороны считают необходимым:

  • обеспечить в предстоящий период дальнейшее развитие системы социального партнерства и повышение его эффективности в целях укрепления обороноспособности страны, усиления защиты трудовых, социально-экономических прав и законных интересов гражданского персонала;
  • установить тесное взаимодействие с профсоюзными организациями воинских частей (организаций), содействовать их созданию в тех воинских частях, где они отсутствуют, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • оценивать уровень социального партнерства в сфере труда, в том числе исходя из наличия первичных профсоюзных организаций в воинских частях (организациях) и охвата профсоюзным членством подчиненного гражданского персонала;
  • учитывать при подведении итогов работы с личным составом в войсках (силах), организациях военного округа наличие первичных профсоюзных организаций в воинских частях (организациях) и показатели охвата профсоюзным членством подчиненного гражданского персонала;
  • организовать изучение на занятиях по военно-политической подготовке раздела II Трудового кодекса Российской Федерации (Социальное партнерство в сфере труда), Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Отраслевого соглашения между Профессиональным союзом гражданского персонала Вооруженных Сил России и Министерством обороны Российской Федерации на 2020–2022 годы и положений настоящего Соглашения.
9.

Стороны обязуются реализовать следующие меры, направленные на повышение роли Комиссии в согласовании интересов Сторон:

  • проводить в рамках Комиссии консультации по вопросам социально-экономического положения гражданского персонала;
  • обеспечить выполнение норм ТК РФ, касающихся участия Комиссии в подготовке и (или) обсуждении проектов приказов, директив и других служебных документов по вопросам социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, разрабатываемых в ЗВО, учета по ним мнения Комиссии;
  • согласовывать проекты приказов и других служебных документов, затрагивающих трудовые отношения и социально-экономические интересы гражданского персонала, с профсоюзными органами.

Решения Комиссии оформляются протоколами. Протоколы заседаний Комиссии утверждаются командующим войсками ЗВО и доводятся органами военного управления до командного (начальствующего) состава военного округа, руководителей профсоюзных органов и организаций.

10.

Стороны принимают все зависящие от них меры по урегулированию коллективных трудовых споров, возникающих в области социально-трудовых отношений.

11.

Командование ЗВО гарантирует невмешательство в деятельность ТО Профсоюза ВС России ЗВО и входящих в нее структурных профсоюзных организаций, соблюдение прав профсоюза в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее — Федеральный закон № 10-ФЗ) и ТК РФ, не препятствует созданию и функционированию профсоюзных организаций в воинских частях.

12.

В целях освещения деятельности Комиссии и хода реализации Соглашения Стороны обеспечивают публикацию в средствах массовой информации, в том числе в органах профсоюзной печати материалов, посвященных развитию социального партнерства и проблемам социально-трудовых отношений в ЗВО.

13.

Комиссия систематически, но не менее одного раза в году рассматривает ход выполнения положений настоящего Соглашения.

14.

Изменения в Соглашение вносятся в следующем порядке:

  • Сторона, предлагающая внесение изменений, направляет другой Стороне в письменной форме предложение о начале переговоров с перечнем конкретных изменений;
  • после получения соответствующего предложения одной из Сторон переговоры должны быть проведены в течение одного месяца;
  • изменения в Соглашение вносятся решением Сторон после соответствующего представления Комиссии.
15.

Соглашение, в течение 7 дней со дня подписания его Сторонами, направляется командованием ЗВО на уведомительную регистрацию в соответствующие органы по труду (ст. 50 ТК РФ).

В течение месяца со дня уведомительной регистрации Соглашение объявляется приказом командующего войсками ЗВО и доводится в указанный срок органами военного управления до командиров воинских частей (руководителей организаций), профсоюзных органов для выполнения принятых обязательств и ознакомления гражданского персонала с его содержанием.

16.

Вопросы, затрагивающие права и интересы гражданского персонала, рассматриваются на заседаниях Военного совета округа, совещаниях руководящего состава, при подведении итогов, а также на заседаниях Президиума и Комитета ТО Профсоюза ВС России ЗВО с обязательным участием представителей сторон на указанных мероприятиях.

17.

Должностные лица ЗВО при проведении ревизий, проверок воинских частей и по результатам проверки вопросов трудового законодательства, оплаты и охраны труда, выполнения условий коллективных договоров (соглашений) проводят встречи с представителями профсоюзных организаций. Представители профсоюзных организаций оказывают помощь в проведении указанных мероприятий.

18.

Все документы, образующиеся в ходе социального партнерства (представления уполномоченных профсоюзом правовых и технических инспекторов труда, протоколы общих собраний трудовых коллективов, протоколы и бюллетени тайного голосования при избрании иного представителя трудового коллектива (статья 31 ТК РФ), письменные обращения гражданского персонала в адрес командования (руководства) по вопросам профсоюзной деятельности и т.п.) формируются в дело с заголовком «Социальное партнерство в сфере труда» и вносятся в номенклатуру дел воинских частей (организаций). Работа с делом осуществляется в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Запрещается истребование от профсоюзных органов и организаций документов и иных материалов, касающихся исключительно их уставной и внутриорганизационной деятельности.

III. Обязательства командования ЗВО

В области занятости и переподготовки кадров

19.

Должностные лица ЗВО, осуществляющие полномочия работодателя, организуют свою работу в соответствии с требованиями статьи 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

20.

В целях смягчения негативных последствий сокращения численности работников осуществляют следующие мероприятия в первую очередь за счет внутренних резервов воинских частей:

  • укомплектование свободных рабочих мест (перевод на другую должность с согласия работника);
  • упреждающую переподготовку кадров в пределах денежных средств, выделяемых на эти цели, перевода работников (с их согласия) на иную работу (вакантную должность) в другие воинские части;
  • использование других методов обеспечения занятости, предусмотренных трудовым законодательством.
21.

Командование ЗВО при массовом увольнении гражданского персонала обеспечивает выполнение мероприятий и соблюдение критериев, предусмотренных п. 23 Отраслевого соглашения между Профессиональным союзом гражданского персонала Вооруженных Сил России и Министерством обороны Российской Федерации на 2020–2022 годы, в том числе уведомляет непосредственно ТО Профсоюза ВС России ЗВО и взаимодействует с ним.

В области трудовых отношений Работодатель:

22.

При нарушениях в воинских частях (организациях) ЗВО трудового законодательства Российской Федерации принимает меры к привлечению виновных лиц к юридической ответственности.

23.

Обеспечивает реализацию положений статьи 349 ТК РФ «Регулирование труда лиц, работающих в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу».

24.

Обеспечивает в соответствии с предоставленными полномочиями информирование работников о правовых актах, содержащих нормы трудового права.

25.

Не допускает необоснованных отказов в заключении трудовых договоров, обеспечивают включение в трудовые договоры условий, не ухудшающих положение гражданского персонала по сравнению с нормами, установленными трудовым законодательством Российской Федерации, Отраслевым соглашением между Профессиональным союзом гражданского персонала Вооруженных Сил России и Министерством обороны Российской Федерации на 2020–2022 годы, настоящим Соглашением и коллективными договорами.

26.

Определяет в коллективном договоре перечень должностей работников, необходимых для привлечения к проведению мероприятий учебно-боевой и мобилизационной подготовки войск, учений, тренировок, а также льготы и компенсации, предоставляемые работникам при выполнении работ, связанных с этими мероприятиями.

В случае привлечения гражданского персонала к выполнению трудовых обязанностей при проведении мероприятий учебно-боевой и мобилизационной подготовки войск, учений, тренировок руководствуется нормами, предусмотренными Отраслевым соглашением между Профессиональным союзом гражданского персонала Вооруженных Сил России и Министерством обороны Российской Федерации на 2020–2022 годы.

27.

Обеспечивает в обязательном порядке включение представителя выборного профсоюзного органа воинской части в состав аттестационных комиссий при проведении аттестации лиц гражданского персонала.

28.

В соответствии со статьями 8 и 372 ТК РФ разрабатывает и принимает локальные нормативные акты, непосредственно затрагивающие социально-трудовые права гражданского персонала, с учетом мнения ТО Профсоюза ВС России ЗВО, а командиры воинских частей (руководители организаций) — соответствующего выборного профсоюзного органа.

29.

Командиры воинских частей (руководители организаций) обеспечивают для гражданского персонала в соответствии с законодательством Российской Федерации:

  • выполнение требований Федерального закона от 16.12.2019 г. № 439-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде»;
  • нормальную продолжительность рабочего времени, не превышающую 40 часов в неделю, а для отдельных категорий гражданского персонала в соответствии с трудовым законодательством — сокращенную продолжительность рабочего времени;
  • соблюдение порядка и условий привлечения гражданского персонала к сверхурочным работам в соответствии со статьей 99 ТК РФ и пунктом 31 Отраслевого соглашения между Профессиональным союзом гражданского персонала Вооруженных Сил России и Министерством обороны Российской Федерации на 2020–2022 годы;
  • оплату сверхурочных работ;
  • режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
  • предоставление ежегодного основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Продолжительность дополнительных отпусков в случаях, когда она не определена законодательством Российской Федерации, устанавливается в коллективных договорах (соглашениях) или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
30.

Продолжительность, порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска для гражданского персонала с ненормированным рабочим днем определяются коллективным договором (соглашением) или правилами внутреннего трудового распорядка воинской части.

Продолжительность дополнительного отпуска не может быть меньше трех календарных дней.

31.

Осуществляет гарантии лицам гражданского персонала при направлении их в служебные командировки и переезде на работу в другую местность, предусмотренные Отраслевым соглашением между Профессиональным союзом гражданского персонала Вооруженных Сил России и Министерством обороны Российской Федерации на 2020–2022 годы.

32.

Обеспечивает при отсутствии общественного транспорта (не считая такси) доставку гражданского персонала на работу и обратно, а также детей в школу служебным транспортом.

Порядок и условия доставки на работу и обратно служебным транспортом устанавливаются в коллективных договорах (соглашениях) и объявляются приказами командиров воинских частей (руководителей организаций).

Обеспечивает гарантии и компенсации лицам гражданского персонала при исполнении ими государственных или общественных обязанностей, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования, а также в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, другие гарантии и компенсации в соответствии с ТК РФ.

33.

Обеспечивает утверждение правил внутреннего трудового распорядка с учетом мнения выборного профсоюзного органа, которые, как правило, являются приложением к коллективному договору.

34.

Награждает почетной грамотой командующего войсками округа особо отличившихся в труде лиц гражданского персонала — членов Профсоюза Вооруженных Сил России в воинских частях и организациях округа, а также представителей других воинских частей и организаций Министерства обороны России, профсоюзные организации, которые входят в состав ТО Профсоюза ВС России ЗВО.

Ходатайства о награждении почетной грамотой командующего войсками округа подписываются командирами (начальниками) воинских частей (организаций), руководителями профсоюзных организаций после рассмотрения кандидатур к награждению на профсоюзных собраниях (заседаниях президиумов, комитетов профсоюзных организаций).

Лица, награжденные грамотой командующего войсками ЗВО, при рассмотрении обращений (ходатайств) о награждении ведомственными знаками отличия рассматриваются в приоритетном порядке по отношению к другим лицам при наличии иных равных оснований к награждению.

В коллективных договорах воинских частей (организаций) могут предусматриваться различные преференции для лиц, награжденных грамотой командующего войсками ЗВО, в том числе при оценке эффективности труда различных категорий работников.

Командование ЗВО рассматривает обращения Президиума и Комитета ТО Профсоюза ВС России ЗВО о возможности представления к награждению государственными наградами, ведомственными знаками отличия и наградами лиц гражданского персонала — членов Профсоюза Вооруженных Сил России, освобожденных профсоюзных работников за многолетний и добросовестный труд.

В области оплаты труда Работодатель:

35.

Обеспечивает в установленном порядке истребование и доведение в определенные ТК РФ сроки до воинских частей (учреждений), денежных средств, предусмотренных на выплату заработной платы гражданскому персоналу.

36.

По согласованию с соответствующими профсоюзными органами разрабатывает и утверждает:

  • положения об оплате труда гражданского персонала;
  • положения о премировании гражданского персонала.

При заключении трудовых и коллективных договоров (соглашений), разработке локальных нормативно-правовых актов не допускает ухудшения условий оплаты труда по сравнению с установленными ТК РФ и иными нормативно-правовыми актами.

Информирует выборные профсоюзные органы об использовании фонда оплаты труда гражданского персонала воинской части, в том числе экономии фонда оплаты труда.

37.

В обязательном порядке согласовывает с выборным профсоюзным органом приказы о выплате работникам премий по результатам работы, всех видов стимулирующих и компенсационных выплат, в том числе по приказу № 1010 МО РФ от 2010 года.

38.

Выплачивает заработную плату не реже, чем каждые полмесяца и не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена. При этом конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором.

Оплата отпуска производится не позднее, чем за три дня до его начала.

39.

Обеспечивает выполнение требований ТК РФ и Отраслевого соглашения между Профессиональным союзом гражданского персонала Вооруженных Сил России и Министерством обороны Российской Федерации на 2020–2022 годы по оплате труда гражданского персонала, занятого на тяжелых работах; работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; при совмещении профессий и исполнении обязанностей временно отсутствующего работника; за пределами нормальной продолжительности рабочего времени; в выходные и нерабочие праздничные дни; в ночное время; при невыполнении норм труда (должностных) обязанностей; времени простоя.

40.

Обеспечивает гражданскому персоналу, привлеченному для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения или в зонах вооруженных конфликтов, предоставление установленных льгот и выплату повышенных тарифных ставок (окладов) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В области охраны труда Работодатель:

41.

Обеспечивает выполнение законодательных и нормативно-правовых актов РФ в сфере труда, условий и охраны труда. В этих целях обеспечивает:

  • безопасность гражданского персонала при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве техники, инструментов, сырья и материалов;
  • соблюдение требований пожарной безопасности, разработку и осуществление мер пожарной безопасности;
  • организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах гражданского персонала, правильностью применения средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
  • режим труда и отдыха лиц гражданского персонала в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
  • инструктаж по охране труда, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, стажировку на рабочих местах гражданского персонала и проверку знания требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке указанное обучение, инструктаж, стажировку и проверку знания требований охраны труда;
  • своевременное проведение мероприятий специальной оценки условий труда;
  • контроль за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за обеспечением гражданского персонала средствами индивидуальной и коллективной защиты и правильностью их применения;
  • приобретение и выдачу гражданскому персоналу, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия, в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
  • бесплатную выдачу молока или равноценных пищевых продуктов на работах с вредными условиями труда, а также лечебно-профилактического питания на работах с особо вредными условиями труда по установленным нормам. Выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором (соглашением) и (или) трудовым договором;
  • предоставление гражданскому персоналу гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, повышенная оплата труда) не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права, с указанием их размеров в трудовом договоре, коллективном договоре (соглашении);
  • организацию и проведение расследования и учета каждого несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;
  • сохранение за гражданским персоналом места работы, должности и среднего заработка на время приостановления работ вследствие нарушения государственных нормативных требований охраны труда не по вине работников;
  • предоставление лицам гражданского персонала другой работы в случае их отказа от выполнения работ при возникновении опасности для жизни и здоровья (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации), а если предоставление другой работы по объективным причинам невозможно — оплату времени простоя до устранения этой опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • непривлечение к дисциплинарной ответственности лиц гражданского персонала за отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для их жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда;
  • перевозку в медицинские организации или к месту жительства работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по иным медицинским показаниям;
  • недопущение лиц гражданского персонала к выполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
  • проведение анализа состояния и причин производственного травматизма и организацию разработки мероприятий по профилактике, снижению риска возникновения и уровня производственного травматизма;
  • информирование гражданского персонала об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
  • санитарно-бытовое обслуживание и лечебно-профилактическое обеспечение гражданского персонала в соответствии с требованиями охраны труда;
  • допуск представителей выборных профсоюзных органов и органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в воинских частях, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с соблюдением установленного режима секретности;
  • обязательное социальное страхование гражданского персонала от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • своевременное прохождение обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работниками, а также командирами воинских частей (руководителями организаций).
42.

Гражданскому персоналу, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2-4 степени или опасным условиям труда, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии с нормами определенными Отраслевым соглашением между Профессиональным союзом гражданского персонала Вооруженных Сил России и Министерством обороны Российской Федерации на 2020–2022 годы.

До проведения специальной оценки условий труда работникам обеспечивается сохранение гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе установленные в соответствии со Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденным постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 25 октября 1974 г. № 298/П-22 «Об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день».

Максимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска гражданского персонала определяется коллективным договором.

С письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, которая превышает 7 календарных дней, может быть заменена отдельно устанавливаемой денежной компенсацией в порядке, размере и на условиях, определенных коллективным договором, но не менее размера среднего дневного заработка, рассчитанного в соответствии со статьей 139 ТК РФ.

В стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда помимо времени, предусмотренного законодательством Российской Федерации, включается время простоя не по вине работника, оформленное в установленном порядке, при условии нахождения работника в указанных условиях.

43.

Командиры воинских частей (руководители организаций):

  • заключают с выборными профсоюзными органами соглашения, предусматривающие требования охраны труда;
  • создают комитеты (комиссии) по охране труда, в состав которых на паритетной основе входят представители работодателей и профсоюзных органов;
  • обеспечивают условия для работы уполномоченных профсоюзом лиц по охране труда (правовые и технические инспекторы труда);
  • утверждают и ежегодно реализуют план мероприятий по улучшению условий и охраны труда на рабочих местах гражданского персонала;
  • представляют в установленные сроки соответствующему распорядителю средств федерального бюджета заявки на выделение денежных средств для финансирования мероприятий по охране труда (проведение обучения по охране труда, специальной оценке условий труда, медицинских осмотров, приобретение средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, молока и лечебно-профилактического питания и т.д.);
  • разрабатывают и внедряют системы мероприятий, обеспечивающих заинтересованность руководителей, специалистов, рабочих и служащих в достижении высоких показателей в охране труда. В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» порядок и условия осуществления в связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Федеральный закон № 426-ФЗ) компенсационных мер (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда) не могут быть ухудшены, а размеры их снижены по сравнению с фактически реализуемыми порядком, условиями и размерами указанных компенсационных мер на день вступления в силу Федерального закона № 426-ФЗ в отношении данных работников при условии сохранения тех же условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.

В области обеспечения социальных льгот, гарантий и компенсаций Работодатель:

44.

Организует в соответствии с Отраслевым соглашением между Профессиональным союзом гражданского персонала Вооруженных Сил России и Министерством обороны Российской Федерации на 2020–2022 годы лечение и отдых гражданского персонала в военных санаториях и домах отдыха с оплатой 30% стоимости путевки. Освобожденным профсоюзным работникам, избранным или назначенным в профсоюзные органы, места в здравницы МО РФ выделяются на таких же условиях, как и лицам гражданского персонала.

На указанных условиях путевки в военные санатории и дома отдыха предоставляются лицам гражданского персонала не более одного раза в год.

45.

Обеспечивает:

  • проведение за счет средств работодателя обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических (в течение трудовой деятельности) и других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований;
  • разработку и осуществление комплекса профилактических, лечебных, санаторно-курортных, оздоровительных и реабилитационных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья лиц гражданского персонала и членов их семей;
  • оказание в установленном порядке медицинской помощи в военно-медицинских организациях гражданскому персоналу, а также освобожденным от основной работы профсоюзным работникам, избранным в выборные органы, и лицам, работающим в указанных органах, по программе обязательного медицинского страхования, а также на договорной основе за плату в тех военно-медицинских организациях, которые не включены в систему обязательного медицинского страхования;
  • гарантии работникам при прохождении диспансеризации в соответствии со статьей 185.1 ТК РФ;
  • содействие проведению культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы с гражданским персоналом;
  • отпуск гражданскому персоналу за плату лекарственных средств и другого расходного медицинского имущества из аптек воинских частей и военно-медицинских организаций в гарнизонах, вблизи которых отсутствуют гражданские аптеки. Перечень этих гарнизонов объявляется приказом командующего войсками военного округа.
46.

Командиры воинских частей (руководители организаций) осуществляют мероприятия по предоставлению гражданскому персоналу мер социальной поддержки, установленных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и другими нормативными правовыми актами.

47.

Руководители федеральных автономных и бюджетных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации отчисляют из внебюджетных средств суммы в размерах, определяемых коллективными договорами, соответствующим профсоюзным комитетам на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу в объеме не менее 0, 15 процента от фонда оплаты труда при наличии финансовых возможностей.

48.

Лица из числа гражданского персонала обеспечиваются по месту работы (службы) жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Специализированные жилые помещения предоставляются гражданам, не обеспеченным жильем в населенном пункте по месту дислокации воинской части или близлежащих населенных пунктах.

Предоставление специализированных жилых помещений и выселение из них осуществляются в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Лица гражданского персонала, принятые на учет до 1 марта 2005 г. по месту работы (службы) в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

49.

Командиры воинских частей (руководители организаций) осуществляют меры социальной поддержки лиц гражданского персонала предпенсионного возраста и не допускают случаев незаконного увольнения работников предпенсионного возраста.

IV. Молодежная политика

50.

Стороны считают приоритетными направлениями молодежной политики:

  • содействие повышению профессиональной квалификации и служебному росту молодежи;
  • развитие творческой активности молодежи;
  • обеспечение правовой и социальной защищенности молодежи;
  • активизация и поддержка молодежного досуга, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.

Командиры воинских частей (руководители организаций):

  • вносят в коллективные договоры, соглашения соответствующий раздел;
  • предоставляют обучающемуся гражданскому персоналу без отрыва от производства оплачиваемые в установленном порядке учебные отпуска, а также другие льготы, установленные коллективным договором, соглашением;
  • организуют наставничество;
  • принимают меры по повышению квалификации молодежи;
  • обеспечивают участие представителей молодежи в комиссиях по ведению переговоров по заключению коллективного договора, соглашения;
  • содействуют в обеспечении молодежи служебными жилыми помещениями (общежитиями).

V. Гарантии деятельности ТО Профсоюза ВС России ЗВО

51.

Командование ЗВО создает условия и содействует реализации прав профсоюза, подтверждает неотъемлемое право представителей ТО Профсоюза ВС России ЗВО, представляющих интересы гражданского персонала, на участие в Военных советах, совещаниях, подведениях итогов и т.п. по вопросам, касающимся трудовых, социально-экономических интересов гражданского персонала.

Командующий войсками ЗВО проводит встречи с представителями ТО Профсоюза ВС России ЗВО по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

52.

Командование ЗВО:

  • обеспечивает при наличии письменных заявлений лиц гражданского персонала, являющихся членами профсоюза, ежемесячное и бесплатное перечисление в установленные сроки на счет выборного профсоюзного органа членских профсоюзных взносов из их заработной платы и не вправе задерживать перечисление данных денежных средств;
  • обеспечивает возможность проведения сверки расчетов с довольствующими финансовыми органами по перечислению членских профсоюзных взносов в ТО Профсоюза ВС России ЗВО и его структурные подразделения;
  • обеспечивает оформление и выдачу постоянных пропусков установленной формы председателям (заместителям председателей) профсоюзных организаций, штатным работникам аппаратов профсоюзных организаций, расположенных на территории воинских частей (организаций) ЗВО;
  • обеспечивает пропуск рядовых членов профсоюза в профсоюзные органы и организации ТО Профсоюза ВС России ЗВО, расположенных на территории воинских частей (организаций) ЗВО;
  • выделяет ТО Профсоюза ВС России ЗВО билеты для членов профсоюза и их детей на мероприятия, организуемые Командованием ЗВО и Министерством обороны Российской Федерации, или другими организациями.
53.

Командиры воинских частей (руководители организаций) не препятствуют созданию в трудовых коллективах профсоюзных организаций, вступлению работников в профсоюз, действующий в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Не привлекают к дисциплинарной ответственности уполномоченных от профсоюза по охране труда и представителей профсоюза в создаваемых в воинских частях совместных комитетах (комиссиях) по охране труда, а также лиц гражданского персонала, избранных в состав профсоюзных органов, без предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа.

54.

Командование ЗВО предоставляет бесплатно и беспрепятственно ТО Профсоюза ВС России ЗВО информацию по социально-трудовым вопросам гражданского персонала, необходимую для осуществления его уставной деятельности.

55.

Доводит до ТО Профсоюза ВС России ЗВО приказы и директивы Министерства обороны Российской Федерации, затрагивающие трудовые отношения и социально-экономические интересы гражданского персонала. Включает ТО Профсоюза ВС России ЗВО в расчет рассылки приказов и директив командующего войсками округа, касающихся гражданского персонала.

56.

Предоставляет ТО Профсоюза ВС России ЗВО, его структурным подразделениям и выборным профсоюзным органам безвозмездно помещения:

  • комитету ТО Профсоюза ВС России ЗВО по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Атаманская, д. 6 (помещения 4-го этажа в здании инв. № 4, военного городка № 96) с телефоном 494-27-92;
  • комитету Межрегиональной общественной организации Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России 2 комнаты по адресу: г. Москва, Космодамианская набережная, дом 24, стр. 1;
  • комитету Смоленской областной организации ТО Профсоюза ВС России ЗВО 2 комнаты в здании № 23 военного городка № 1 по адресу: г. Смоленск, войсковая часть 83069;
  • комитету ТО Профсоюза Нижегородского гарнизона 2 комнаты по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Кузбасская 7/2;
  • комитету ТО Профсоюза Воронежского гарнизона 1 комнату по адресу: г. Воронеж, ул. Кольцовская, дом 2.
57.

Хозяйственное содержание, ремонт, отопление, уборка и охрана, а также обеспечение мебелью, оборудованием выделенных помещений (зданий) осуществляется за счет средств Министерства обороны Российской Федерации установленным порядком.

58.

Работодатель:

  • Обеспечивает по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации возможность не реже одного раза в месяц проводить профсоюзные собрания, заседания профсоюзного комитета (президиума) и иные профсоюзные мероприятия в рабочее время с сохранением заработной платы;
  • предоставляет профсоюзным комитетам по их запросам необходимые нормативно-правовые акты, а также необходимую для осуществления их деятельности информацию по социально-трудовым вопросам гражданского персонала, в том числе о системе оплаты труда, размере средней заработной платы и иных показателях заработной платы по отдельным категориям работников, объеме и задолженности по выплате заработной платы;
  • освобождает от основной работы членов профсоюза, в том числе правовых и технических инспекторов труда профсоюза, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, с сохранением среднего заработка, не освобожденных от основной работы, для выполнения общественных обязанностей в интересах коллектива, участия в качестве делегатов съездов, конференций, созываемых профсоюзными органами, на время краткосрочной (до пяти дней) профсоюзной учебы, а также для участия в работе выборных профсоюзных органов, проведении проверок по соблюдению трудового законодательства, соглашения, коллективного договора;
  • обеспечивает в воинских частях, на которые распространяется действие настоящего Соглашения, по письменному заявлению лиц гражданского персонала, не являющихся членами Профсоюза, ежемесячное перечисление денежных средств из их заработной платы на счета ТО Профсоюза ВС России ЗВО и ее структурных подразделений на условиях и в порядке, определенных абзацем 4 пункта 68 Отраслевого соглашения между Профессиональным союзом гражданского персонала Вооруженных Сил России и Министерством обороны Российской Федерации на 2020–2022 годы;
  • обеспечивает представителям ТО Профсоюза ВС России ЗВО (Комитетов МОО, Смоленской областной организации, ТО Нижегородского, Воронежского гарнизонов и др.) в установленном порядке посещение воинских частей, в которых работают члены профсоюза, для реализации предоставленных профсоюзу прав;
  • обеспечивает представителям ТО Профсоюза ВС России ЗВО (Комитетов МОО, Смоленской областной организации, ТО Нижегородского, Воронежского гарнизонов и др.) условия для проведения встреч с гражданским персоналом в организациях, где не созданы первичные профорганизации;
  • организовывает в подчиненных воинских частях работу с профсоюзными органами, правовыми и техническими инспекторами труда профсоюза, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда. Обеспечивают право указанных лиц посещать рабочие места для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профсоюзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений;
  • наделяет необходимыми полномочиями для проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении воинской части руководителя этого подразделения или иное лицо в соответствии с частью первой статьи 33 ТК РФ;
  • предоставляет председателям первичных профсоюзных организаций, не освобожденным от основной работы, отпуск без сохранения заработной платы:
    • при численности членов профсоюза первичной профсоюзной организации менее 50% от численности работающих — продолжительностью 2 календарных дня;
    • при численности членов Профсоюза первичной профсоюзной организации более 50% от численности работающих — продолжительностью 5 календарных дней.

VI. Обязательства ТО Профсоюза ВС России ЗВО

ТО Профсоюза ВС России ЗВО, ее профсоюзные объединения и первичные профсоюзные организации:

59.

Всемерно содействуют реализации всеми не запрещенными законом средствами и способами Отраслевого соглашения между Профессиональным союзом гражданского персонала Вооруженных Сил России и Министерством обороны Российской Федерации на 2020–2022 годы, настоящего Соглашения, поддержанию в трудовых коллективах высокой культуры труда, здоровой морально-психологической обстановки и созданию условий для повышения эффективности (производительности) труда в воинских частях (организациях).

Проводят работу по защите социально-трудовых прав гражданского персонала, решая общую с командованием ЗВО задачу по поддержанию боевой готовности войск, правопорядка и трудовой дисциплины в Западном военном округе. Организовывает работу в трудовых коллективах с работниками и членами их семей по формированию чувства гордости за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации. Во взаимодействии с Военно-политическим управлением ЗВО проводит мероприятия с лицами гражданского персонала и членами их семей по военно-патриотическому воспитанию, пропаганде престижности военной службы для подрастающего поколения, ориентирования на поступление в военно-учебные заведения, военную службу по контракту. Постоянно ведет в трудовых коллективах работу по разъяснению международной политики России, государственной политики в сфере военной безопасности Российской Федерации.

Принимают активное участие в вопросах искоренения коррупции, проводит профилактические мероприятия по предупреждению коррупционных правонарушений. Председатели профсоюзных организаций всех уровней в случаях выявления фактов нарушения антикоррупционного законодательства Российской Федерации обязаны немедленно информировать соответствующих должностных лиц и вышестоящие профсоюзные органы.

60.

ТО Профсоюза ВС России ЗВО организует работу по награждению лиц гражданского персонала — членов Профсоюза Вооруженных Сил России и иных лиц, оказывающих содействие в решении задач, стоящих перед Профсоюзом профсоюзными знаками отличия, почетными званиями и наградами. Представляет в ЦК Профсоюза ВС России к награждению: почетной грамотой, почетным знаком «За заслуги». Ходатайствует перед ЦК Профсоюза ВС России об объявлении благодарности, о присвоении почетного звания «Ветеран Профсоюза. Награждает грамотой ТО Профсоюза ВС России ЗВО.

В коллективных договорах воинских частей (организаций) могут предусматриваться различные преференции для лиц, награжденных профсоюзными знаками отличия, почетными званиями и наградами, в том числе при оценке эффективности труда различных категорий работников.

61.

В соответствии с Федеральным законом № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и ТК РФ ТО Профсоюза ВС России ЗВО и его территориальные (межрегиональные), первичные профсоюзные организации осуществляют профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров (соглашений).

62.

ТО Профсоюза ВС России содействует своевременному истребованию и полному доведению средств федерального бюджета на оплату труда и мероприятий по улучшению условий и охраны труда гражданского персонала.

VII. Контроль за выполнением Соглашения и ответственность за его нарушение или невыполнение

63.

Контроль выполнения Соглашения осуществляется Сторонами в соответствии с ТК РФ, Федеральным законом № 10-ФЗ и иными нормативно-правовыми актами.

Контроль выполнения Соглашения на местах осуществляют также территориальные (межрегиональные), первичные профсоюзные организации ТО Профсоюза ВС России ЗВО, правовые и технические инспекторы труда профсоюза, командиры воинских частей (руководители организаций). При невыполнении Соглашения заинтересованные лица письменно информируют Комиссию или руководителей, подписавших Соглашение.

64.

Стороны взаимодействуют по вопросам соблюдения трудовых прав, социально-экономического положения гражданского персонала, обмениваются информацией и принимают решения, направленные на развитие и укрепление социального партнерства.

65.

Должностные лица Сторон, виновные в нарушении или невыполнении Соглашения, несут юридическую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.